Чанбайшань, часть вторая.
Когда мы заходили в заповедник, я спросила, когда перестают работать автобусы. Мне сказали, что не перестают: пока есть туристы, все работает. Не соврали!
Мы сели в шаттл и нас довезли до середины парка. Там выяснилось, что для того, чтобы добраться до вершины, придется доплатить ещё 80 юаней за машинку-буханку. Я же помнила, что билет стоит дороже! Это подъем где-то на тысячу метров вверх, по серпантину. Взойти пешком туристам не оставили возможности: на дороге места нет, а есть ли какие-то обходные тропы - неизвестно. Очень хорошо, что мы приехали поздно: не оставалось желания эти самые обходные тропы искать. Туристов - не было. Пустые стояли ряды скамеек для ожидания в очереди, пустые стояли ряды машин. У нас вышел VIP-сервис! По дороге на вершину сначала шли корявые разлапистые березы странной формы, с крупными белыми цветами на земле под ними; затем деревья кончились и началась тундра, покрытая фиолетовым ковром мелких цветочков с вкраплениями белого. А потом закончилась и она, и начался песок и мелкий вулканический камень. Пластами вокруг лежал остаточный снег.
Наверху не было ни одного туриста! Свободного выгула вокруг кратера по севернокорейским причинам нет, есть только деревянные огороженные дорожки. Дорожка А была закрыта: она вела вверх по склону на край кратера, нам объяснили, что ветер слишком сильный. И мы пошли по дорожке B посмотрить на озеро в дырку между скалами.
Ощущения были совсем другими: в прошлый раз здесь были толпы народа, и светило яркое солнце. В этот раз дождик прекратился, но было довольно облачно, и я ещё думала, какого же цвета будет озеро в кратере... А когда мы его увидели, оно оказалось покрыто льдом! Я настолько этого не ожидала, что даже вслух изумилась: What? What-what-what what why?! А тут потихоньку начало выходить солнце, и вид стал ещё круче. На заднем плане пел китаец: закутанный в пуховик, замотанный в шарф и солнечные очки, он стоял на тропе, приглядывал за туристами: работа такая. Голос у него был мощный, песня знакомая. Ветер с ног не сбивал, но дул с хорошим напором. Пришлось застегнуть флиску и куртку, и даже достать утепление на голову. Сильван даже зимние перчатки припер! А я заранее надела непромокаемые штаны поверх своих брюк: отличная защита от ветра. Говорят, разница с подножьем горы - 18 градусов обычно. В парке дают напрокат пуховики, одеяла и дождевики.
Мы провели наверху, наверное, почти час. Сходили на другую сторону горы, потом вернулись к озеру, потом опять погуляли. Сильван скучал по родным Альпам и радовался Чанбайшаню. Он явно не думал, что внизу под горой будет что-нибудь интересное.
Однако, когда мы спустились вниз, с нами продолжилась VIP история. В автобусе водитель спросил: вам куда? Сильван сказал "домой", а я вспомнила, что тут есть водопад (больше ничего не вспомнилось), и я завопила: "Водопад!" И нас повезли наверх. Водитель объяснил, что там уже не осталось туристов, но раз мы хотим, то надо отвезти. На остановке ему закричал другой китаец, мол, вези дальше! Водитель удивился: дальше автобусы не ходят, и он там не был, но, видимо, все очень хотели домой, и решили побыстрее доставить нас до водопада.
Мы вылезли из автобуса, к нам подбегает ещё один китаец и говорит: а от водопада уже сотрудники ушли! А туда такая красивая дорожка с лесенками ведёт, и мостик. Я говорю: "Мы до мостика дойдем, его отсюда видно, и обратно". Этот китаец за нами приглядывал, а мы пошли по дорожке мимо горячих источников. Там яйца варят и прямо тут туристам продают. Цветов - целый калейдоскоп: источники охряного цвета, рядом мох, трава и цветы, ручьи, речка по серым камням, горы на заднем плане! Вернулись мы от мостика, а сотрудник отворяет служебную калитку и говорит: идите вверх по ступенькам, там очень красивое место. Мы пошли и в конце действительно был отличный вид на водопад. То есть это нас все ждут, но вместо того, чтобы выгнать, ещё и дополнительную красоту показывают!
На пути вниз мы ещё сходили посмотреть на изумрудный пруд с ещё одним водопадом, а потом уже поехали на выход.
Мы действительно были последние, никаких автобусов или машин уже не было, но таксист дал нам свой номер. Мы устроились его ждать, и тут на нас налетели комары и мушки! Туча их. Сидим, обмахиваемся, слышим: зовут. Китаец кричит: "Идите сюдааааа! Тут комаров нееееет!" Оказалось, сторож на парковке. Внутри парковки комаров нет. Я спросила, почему, он говорит: холодно тут. Хммм, комары прекрасно существуют в холодных и влажных питерских подвалах. Захожу внутрь — а там ласточки! Летают, орут, комаров подъедают ;)).
В общем, сидели мы полчаса с этим сторожем. Спрашивает: "А вы из какой страны?" Я говорю: "Из самой большой!" - "Из Америки?" Фейспалм: "Мы ваши соседи!" Китаец недоверчиво: "Северная Корея?!" Пришлось ему объяснить, что соседи с севера, тогда уже догадался. А в конце он нас запустил внутрь, там у него "кан" - традиционная северная "кровать": похожая на стол, с подогревом. Ну если сложить кирпичи и их подогреть, как раз кан и будет. У него кровать была покрыта ламинатом, сидеть тепло, хорошо. Спать, наверное, уютно.
Наконец приехал таксист. Зараза, таки включил счётчик ещё в городе, но мы решили, что это честно. Ну и плюс, и так хотели его отблагодарить: если бы не он, в парк мы бы точно не попали.
Он нас отвёз в ресторан, где можно было поесть мой любимый корейский холодный суп 冷面 lengmian. Сказал, что до нашего отеля легко поймать такси за десять юаней. В связи с праздником, нам к ужину ещё принесли совершенно безвкусные 粽子 zongzi: клейкий рис с финиками в тростниковых листьях.
А когда мы поймали такси, водитель не включил счётчик и пытался содрать с нас двадцать юаней! Не то чтобы мне было далеко лишних десять юаней, но наглость! Сильвана уже рубило, но я была морально готова на борьбу. Достала телефон, спросила водителя, как его зовут и сказала, что сейчас буду звонить начальству. Правда, у нас телефоны висят прямо на виду, а у него я не нашла. Но тут включился Сильван: "Не мог включить счётчик? А может, ты не умеешь? Такая сложная задача - включить счётчик?" Я заявила, что знаю, сколько стоила поездка, а доказательств у него нет. И не надо думать, что все иностранцы тупые! Вышли мы из такси победителями, но несколько смущенными: наехали вдвоем на одного. На стойке в отеле я спросила администратора, сколько стоит поездка от театра досюда, и узнала, что юаней десять-одиннадцать, но иногда таксисты наглеют и просят аж пятнадцать. Тут мое сердце успокоилось, и мы пошли отдыхать.